murasz (murasz) wrote,
murasz
murasz

Антирелігійні карнавали в 1929 р. (з потижневих зведень ДПУ УСРР)

ОБ АНТИРЕЛИГИОЗНОМ КАРНАВАЛЕ

В ночь на 5-е мая с. г. «союзом безбожников» был организован антирелигиозный карнавал в городе Харькове. В карнавале принимали участие ячейки безбожников, комсомольские организации, комсомольцы воинских частей и юнсекции клубов.

По плану карнавала демонстрация должна была начаться в районных клубах в 8 часов вечера и к 12-ти часам собраться у центральных, где и закончиться массовым гулянием к 4-м часам утра. Благодаря слабой организации, карнавал прошел чрезвычайно бледно и вызвал громадное недовольство верующих и населения города Харькова вообще.

Основная масса верующих всех ориентаций, в том числе и сектанты, расценивают карнавал как продолжение открытого гонения на религию со стороны Советской власти. Они говорят:

...«В 1923-1924 гг. безбожники уже пробовали открыто выступать против религиозников. После того, как эти попытки закончились неудачно, ЛЕНИН категорически запретил организации антирелигиозных демонстраций, карнавалов и проч. на улице. После смерти ЛЕНИНА снова начались гонения на религию, дошедшие, наконец, до открытого издевательства над чувствами верующих. Советская власть открыто покровительствует хулиганству безбожников, а устройство карнавала нужно расценивать, как узаконение хулиганства до сего времени строго караемого. Карнавальцы охранялись и защищались милицией, арестовывавшей верующих за попытки ответить на их издевательства»...

Милицией действительно в разных частях города было задержано 6-7 человек пьяных за хулиганство и антисоветскую агитацию.

Организация карнавала вызвала также со стороны верующих стремление к сплоченности сил для борьбы с безбожниками. Почти во всех церквах гор. Харькова отмечены такие разговоры со стороны мирян:

...«Довольно церковных распрей. Безбожники наступают и мы сами даем им в руки оружие. Нужно заставить попов прекратить деление церкви на ориентации, забыть все обиды и распри и соединиться для борьбы с безверием»...

Верующая интеллигенция рассматривает карнавал, как извращение политики партии.

...«В Москве и других городах таких безобразий не допускают. Как мы пойдем с Советской властью, если она допускает такие гадости? Мы много говорим о культуре, о культурной революции, хотим в культурном отношении обогнать Западную Европу и в то же время потворствуем открытому проявлению хулиганства. Карнавал – позор для власти, ведь об этом узнают за границей и соответственно будут реагировать. Такая борьба с религией дает обратные результаты, и бороться такими методами могут только глубоко некультурные люди»...

Присутствовавшие среди молящихся рабочие, также отрицательно реагировали на организацию карнавала. Так, например, рабочий завода «Красный Октябрь» (фамилия невыяснена) говорил среди прихожан автокефального Николаевского собора:

...«Религия, товарищи, религией. Я ею тоже не интересуюсь, но Вы мне скажите, что будет с нашей страной. Везде кричат о пятилетке. Смешно слышать – точно дети. Они способны только на то, чтобы пыль в глаза пускать – карнавалы устраивать за рабочие деньги. Да, именно пыль, так как нам на всех заводах замазывают глаза – говорят, что и здесь и там – везде хорошо. Мы уже видели, что значит это хорошо – первая пятилетка провалилась к чортовой матери и вторая провалится с таким же успехом. Ведь мы нищие. Разве тот факт, что Советская власть отдает в концессию 100 крупнейших предприятий, не говорит о нашей бедности? Позор пускать к нам иностранцев на такие крупные предприятия. Кто-кто, а мы – рабочие, знаем, что делается на заводах, и нас красивыми словами не купишь. Такое настроение, как у меня, есть у большинства рабочих»...

Другой рабочий говорил в толпе на Советской площади:

...«Прежде чем бороться с религией, надо лучше подумать о материальном улучшении рабочих. В Донбассе, среди горняков, ходит поговорка „наш русский бык поехал за границу строить социализм”, это вызвано тем, что наше мясо вывозят за границу. Эта пословица жизненна»...

Отрицательные суждения о карнавале отмечены также со стороны гулящей публики в основном состоящей из молодежи. С их стороны по адресу карнавальцев были выкрики: «позор, гнусность, прекратите издевательства».

Нужно сказать, что наряду со слабой организацией карнавала, давшего поэтому исключительно отрицательный эффект, со стороны участников карнавала было допущено ряд нетактичных действий: карнавальцы останавливались у церквей в момент крестных ходов и «освящения» пасок, пытались организовать танцы у церковных оград по музыку духовых оркестров, пели Интернационал, вступали в пререкания с верующими и т. д. Зафиксированы также случаи хулиганства со стороны карнавальцев. Возле некоторых церквей в верующих пускались ракеты, в результате чего некоторые молящиеся получили ожоги. По адресу молящихся допускалась площадная ругань. Кроме того, комсомольцы заходили в церкви с папиросами, в фуражках и даже в масках (Святодуховская, Михайловская, Благовещенская, Мироносицкая и Павловская церкви).

Такое поведение карнавальцев вызвало громадное возмущение со стороны верующих всех почти церквей.

...«Мерзавцы, организовали карнавал на наши деньги да над нами же и издеваются. Закройте церкви, но издеваться не смейте. Вместо того, чтобы издеваться и тратить деньги на организацию никому не нужного карнавала, подумали-бы лучше над тем, как организовать продовольственное снабжение населения. Дерут деньги где только можно и пускают их на ветер»...

Возле некоторых церквей в карнавальцев бросались камнями. У Свято-Духовской обновленческой церкви верующие напали на грузовик с участниками карнавала, окружили его и едва не избили карнавальцев. Одному из комсомольцев камнем разбили нос. Видя нападение верующих на грузовик, часовой расположенного неподалеку автомотобаталиона выстрелил вверх. Выбежавшие на выстрел красноармейцы оттеснили толпу от грузовика и задержали одного из «волынщиков». Толпа задержанного отбила. В случае невмешательства красноармейцев возбуждение толпы могло вылиться в серьезную волынку.

Почти во всех церквах по адресу карнавальцев отмечены выкрики:

...«Сволочи, коммунисты. Не даете даже помолиться. Этим вам религию уничтожить не удастся. Мы как верили, так и будет верить»...

Особенную антисоветскую активность проявили верующие единственной в городе Харькове тихоновской – Ново-Троицкой церкви, состоящей в большинстве своем из торговцев и бывших людей. Ввиду того, что церковь не вместила всех молящихся, служение проходило в ограде. Когда к церкви подошли карнавальцы, в них стали бросать камни и песок.

Камнем, брошенным с колокольни, одному из комсомольцев разбили голову. Верующие и гуляющая возле церкви молодежь кричали участникам карнавала:

...«Негодяи, мерзавцы, подлецы, бить вас нужно. Собрали армию босяков и пришли издеваться над нами»...

Когда карнавальцы стали петь песни, епископ Константин ДЬЯКОВ вышел на паперть и провозгласил: «Христос Воскрес». Верующие с большим подъемом стали петь: «Воистину воскрес» и заглушили пение карнавальцев.

Вообще нужно сказать, что в связи с карнавалом отмечен особый подъем религиозности среди верующих.

После ухода карнавальцев среди верующих Ново-Троицкой церкви велись разговоры о том, что они отбили натиск безбожников и блестяще выдержали экзамен на звание «истинных христиан», которых гонят так же, как и во времена Рима.

Так как в карнавале принимала участие и еврейская молодежь, со стороны молящихся всех церквей и особенно Ново-Троицкой наблюдалась активная антисемитская агитация:

...«Посмотрите, кто над нами издевается – одни жиды. Небось на свою жидовскую пасху никаких демонстраций не устраивали. Над раввинами не издевались, плакатов не рисовали. Засели во все учреждения, душат нас со всех сторон и даже в церкви не дают отдохнуть. Скоро, скоро конец их царству. Рассчитаемся с ними тогда за все»...

Духовенство активно себя не проявило. В основном реагирование духовенства ничем не отличается от реагирования основной массы верующих. Со стороны попа-обновленца Павловской церкви отмечено распространение провокационных сведений о том, что будто-бы безбожники связали и бросили в канаву двух верующих, которые шли помолиться из села Алексеевки.

Епископ Константин ДЬЯКОВ в разговоре с нашим агентом заявил:

...«Я очень рад, что наши верующие держали себя корректно. Своей корректностью мы показали больше, чем безбожники хулиганством»...

Попы тихоновцы и обновленцы в разговорах среди прихожан расценивают карнавал как хулиганство.

Епископ-автокефалист ПАВЛОВСКИЙ говорил среди прихожан:

...«Несчастные люди карнавальцы, с каким гадким осадком вернутся они сегодня домой после проделанной гадости. Что скажут о Советской власти Германский консул и другие иностранцы, присутствовавшие у нас в церкви. Это позор для Советской власти»...

Брат Владимира ЧЕХОВСКОГО – Николай, находящийся в Харькове под подпиской о невыезде, -- в разговорах с близкими расценивал карнавал как «агонию» Советской власти.

Актив верующих автокефалистов, ГАРАЩЕНКО и другие, реагировали на карнавал таким образом:

...«Безбожники подымают наш авторитет среди верующих неверующих. Музыка и фейрверк увеличивают торжественность нашего праздника. Дикие выкрики и песни комсомольцев напоминают нам, среди каких дикарей мы находимся. Чего после этого Советская власть может ждать от нас, как не открытой вражды. Ни в одной европейской и азиатской стране нет такого издевательства над верующими, как у нас в СССР»...

Из вышеприведенных материалов мы делаем следующие выводы:

1. Антирелигиозный карнавал как таковой в Харькове плохо был организован и не удался.

2. Карнавал по причине своей неорганизованности как форма антирелигиозной пропаганды дал отрицательные результаты. Антисоветская активность, также как и активность, направленная на борьбу с безбожием, во время пасхальных служб заметно повысилась.

3.   Нужно полагать, что поднявшаяся антисоветская активность в связи с неудавшимся карнавалом будет некоторое время держаться на повышенном уровне.

С мест также получены сведения, которые говорят о сильном подъеме религиозности и крупном недовольстве верующих в связи с организацией антирелигиозных карнавалов и демонстраций.

Вечером 2-го мая (страстный четверг) комсомольская организация села Гуляй-Поле, Запорожского округа, организовала в селе антирелигиозную демонстрацию. Возле местной церкви, где в это время проходило служение, демонстрация остановилась. Был устроен летучий антисоветский митинг. Молящиеся стали бросать камни в комсомольцев. Неизвестными лицами было произведено два выстрела. После этого митинг закрыли. Несколько позже комсомольцы устроили игры возле театра недалеко от церкви. Участники игр были разогнаны явившейся из церкви молодежью.

4-го мая предполагалось организовать антирелигиозный карнавал. Узнав об этом, актив верующих совместно с верующей молодежью стали готовиться к контрдемонстрации. По селу распространились слухи, что все верующие, в случае устройства карнавала, выйдут с топорами и вилами и перебьют участников его.

Ввиду изложенного Райпарком карнавал отменил.

На организацию и разгон антирелигиозной демонстрации верующие реагировали таким образом:

...«Почему Райпарком допустил такое безобразие? Разве это метод борьбы с религией? К жидовской синагоге не пошли, а пошли к церкви. Говорят, что комсомольцам побили головы. Их, сволочей, всех перебить надо»...

Аналогичные мнения отмечены среди части рабочих Гуляй-Поля.

Такое же отрицательное реагирование зафиксировано в связи с организацией антирелигиозного карнавала в городе Артемовске. В карнавальцев бросали камни, отмечены факты активной антисоветской агитации и т. д.

Среди киевский церковников слухи о предстоящем карнавале вызвали много провокационных толков. Велись разговоры о том, что в случае вторжения карнавальцев в церкви нужно встретить их камнями и кольями.

Среди актива автокефалистов были такие разговоры:

...«Пусть только попробуют установить киноаппараты возле церквей или проходя мимо, вторгаться в церковные ограды и мешать богослужениям – мы их проучим, поразбиваем аппараты и побьем жидов. Не важно, что для защиты карнавала будет мобилизован весь аппарат ГПУ, милиции и войска. Мы их будем бить, а стрелять в нас не посмеют»...

Среди еврейского населения велись разговоры о возможности возникновения, в связи с эксцессами во время карнавала, еврейского погрома. Актив верующих – КОГАН, БЕЦИС и другие – говорили:

...«Эта безмозглая босота не знает, что делает. Устраивают карнавал с провокационной целью, мол, посмотрите, сколько у нас безбожников, в конечном же итоге вся ответственность падет на евреев. Не исключена возможность погрома....

...Было-бы очень хорошо, если-бы верующие христиане избили участников карнавала. Пусть бьют безбожников, лишь-бы не тронули верующих евреев»...

Во время карнавала отмечено несколько случаев хулиганства со стороны молящихся и гулящей публики. В карнавальцев бросали камни. В свою очередь участники карнавала пускали ракеты в верующих, во время крестных ходов, в результате чего некоторые молящиеся получили ожоги. Большое возмущение верующих вызвал такой случай:

...«С балкона здания, находящегося напротив, направлялся свет прожектора в алтарь Софиевского собора и ослеплял духовенство, совершающее богослужение»...

Общее мнение киевских попов всех ориентаций о карнавале таково:

...«Карнавал сослужил церкви большую пользу, заострив внимание верующих на необходимости поддержки религии в борьбе с наступающим безбожием. Большинство верующих знали о готовящемся карнавале и пришли в церковь продемонстрировать мощь религии. Этим и объясняется такой наплыв верующих в этом году. Партия и Советская власть ошиблись, устраивая карнавал, так как результаты получились обратные. Карнавал показал, как еще сильна религия в массе»...

Моления сектантов в ночь под пасху закончились в 8-9 часов вечера, поэтому карнавал их не коснулся и особых реагирований не вызвал. В массе сектанты к карнавалу относились отрицательно, считая его издевательством над чувствами верующих. Среди сектантской молодежи в Киеве и Харькове наблюдались такие разговоры:

...«Нашей молодежи власть не разрешает устройство духовно-литературных вечеров, а своей молодежи – разрешает публичное надругательство над чувствами верующих. Не умеют вести антирелигиозную пропаганду и льют воду на мельницу православных. Нужно создать бесплатные клубы и дать туда доступ всем. Если-бы карнавал закончился после демонстрации кино-картин, осталось-бы очень хорошее впечатление»...

Активный харьковский сектант ИВАНЕНКО (евангелист) в разговоре с единоверцами заявил:

...«Неужели власть так недальновидна, посылает к православным во время особенно сильного у них религиозного подъема евреев для антирелигиозной пропаганды. Это же вызывает справедливое возмущение верующих. Пишут, что религия возбуждает национальную рознь, а на самом деле неумелым руководством сами возбуждают вражду между нациями»...

Более подробные сведения о настроении верующих и особенно рабочих нами собираются и будут сообщены дополнительно.

Лица, активно себя проявившие антисоветски, взяты в разработку.

ГДА СБУ, ф. 13, спр. 370, т. 16, арк. 205 зв – 211.

Tags: архівне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments